«Мы то, что мы едим»



«Мы то, что мы едим» – вряд ли кто-то станет оспаривать справедливость этой формулы. Находя в той или иной пище тот или иной, излюбленный нами вкус, мы формируем не только свое физическое тело (толстое или поджарое, больное или здоровое), но и характер. Согласно Аюрведе, шесть доступных нашему языку вкусов (сладкий, соленый, кислый, горький, острый и вяжущий) стимулируют в человеке различные эмоции. Поешьте неделю бифштексы с кровью, а потом на те же семь дней перейдите на йогурт и бананы – кроме того, что диета поправит ваше здоровье, вы еще и ощутите разницу самочувствий.

Впрочем, вегетарианство нельзя назвать диетой в том смысле, в каком это слово обычно употребляют – вынужденный и мучительный отказ от тех или иных продуктов. Забыв о мясе, приверженцы здорового образа жизни ощущают такую же радость и облегчение, с которой курильщики и алкоголики прощаются с привязанностью к табаку и спиртному. Но если вред алкоголя и никотина сегодня вряд ли кто-то станет оспаривать, то магнаты мясной промышленности, пугая вегетарианством, распространяют легенды о том, что без мяса человек не только загрустит, но и захиреет.

Идейные мясоеды, защищая свою привычку к поеданию трупов (а плоть убиенная, согласитесь, есть труп), обычно приводят в пример кровожадного Гитлера, который затесался в представительную компанию вегетарианцев: Пифагор, Платон, Диоген, Леонардо да Винчи, Бернард Шоу, Лев Толстой, Джордж Харрисон и многие другие. Кроме аргумента «в семье не без урода», вегетарианцы в свою защиту скажут вам, что отказ от мяса еще не делает нас человеком. Наши ум и сердце преображает мотив того или иного поступка.

Вегетарианцами, как правило, становятся не столько с целью улучшения здоровья (как это было в случае с готовым пожрать целые народы фюрером), сколько по причинами духовного порядка. Изложенная в Ведах идея ахимсы (ненасилия), лежит в основе всякой авторитетной религиозной доктрины. Нельзя воспитать в себе милосердие и чистоту, убивая и поедая невинных животных.

Щадя жизнь братьев наших меньших, мы не только ощутимо улучшаем экологию планеты, загаженной отходами мясной промышленности, но также решаем проблемы питьевой воды и голода (для того, чтобы в конечном итоге положить на стол гурману один бифштекс, скоту скармливают столько зерна, что им можно накормить десять человек).

То, что отказ от мяса избавляет от многих болезней (рак, заболевания сердечно-сосудистой системы и др.), продлевая, соответственно, жизнь, является побочным эффектом вегетарианского образа жизни. Эскимосы, диета которых состоит преимущественно из мяса и жира, живут в среднем около 27,5 лет. Средняя продолжительность жизни киргизов, употребляющих в пищу преимущественно мясо, составляет около 40 лет. В противоположность им, как показали исследования, те народности Пакистана, Мексики и Юго-Западной Америки, которые придерживаются вегетарианства, отличаются прекрасным здоровьем, выносливостью и долголетием.

Об ужасных последствия мясоедения (тот, кого мы съели, согласно закону сохранения энергии, обязательно съест нас), предупреждает и учение о перевоплощении душ. Знанием о процессах реинкарнации издавна руководствовались не только последователи ведической духовной традиции и буддисты, но и представители авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. Ограничения на употребление мяса остались в этих религиях в виде постов, хотя в том же христианстве есть целые направления, практикующие вегетарианство.

Одним словом, существует очень много причин, чтобы не есть мяса. И только одна, чтобы вредить с его помощью своему телесному и душевному здоровью: «это так вкусно» – вот последний аргумент непоколебимых в своих привычках мясоедов.

Освободить свой организм от трупных ядов, предложив ему чистую, здоровую пищу, большинству людей мешает инертность, невежество, которое, согласно Ведам, является источником всех проблем. Даже убедившись, что без мяса ты не только не пропадешь, но станешь здоровее и веселее, человек не знает, чем заменить привычный ежедневный рацион.

Кроме множества доступных овощей и фруктов, молочных и зернобобовых продуктов, пищевая промышленность сегодня балует вегетарианцев различного рода колбасами, биточками и прочими аналогами мясных изделий, не содержащих убоины. Впрочем, человек ведической культуры прекрасно обходится без вегетарианских заменителей мяса, имитирующих привычные с детства сосиски и котлеты. Сейчас издается достаточно книг («Ведическое кулинарное искусство», «Печем без яиц» и т.п.), в которых содержатся как простые, так и очень изысканные рецепты вегетарианских блюд. С их помощью каждый будний день вы при желании можете превратить в праздник вкусов.

Факты анатомии



Прежде чем есть мясо, люди всячески маскируют его, используя кетчупы, соусы, подливки. Мясо выдерживают, вымачивают, жарят, тушат, преооражают тысячами способов. Зачем нужна такая маскировка? Откуда это нежелание есть мясо сырым, как едят его все истинно плотоядные животные? Многие диетологи, биологи и физиологи убедительно доказывают, что на самом деле человеческий организм не приспособлен к мясной пище.
Они предполагают, что человек физиологически не может переваривать мясо, и что люди так стараются замаскировать его потому, что такая пища для нас неестественна.

Физиологически человек более близок к травоядным, жвачным и грызунам, таким, как обезьяны, слоны и коровы, чем к хищникам вроде собак, тигров и леопардов . К примеру, хищники не потеют; температура их тела поддерживается в равновесии частым дыханием и высовыванием языка. Растительноядные животные, напротив, имеют потовые железы, которые контролируют температуру тела и выводят из организма нечистоты. Хищники обладают длинными зубами и клыками для убийства и переноски добычи; у растительноядных короткие зубы и нет клыков. Слюна хищников не содержит птиалина и не может расщеплять крахмалы, слюна животных-вегетарианцев содержит птиалин для предварительного расщепления крахмалов. В организме плотоядных животных в большом количестве выделяются гидрохлориды для растворения костной ткани; организм растительноядных почти не выделяет гидрохлоридов. Челюсти хищников движутся только вверх и вниз; челюсти травоядных движутся также из стороны в сторону для лучшего пережевывания пищи. Хищники могут только лакать жидкости (как кошки); животные-вегетарианцы втягивают жидкость сквозь зубы. Таких сравнений можно привести много, и в каждом случае человек окажется ближе к физиогномике растительноядных. Таким образом, с точки зрения чистой физиологии, имеются убедительные свидетельства того, что наш организм не приспособлен к мясной диете.

Если говорить о физиогномике, возникает вопрос: а как насчет организма растений? Предназначены ли они для того, чтобы быть съеденными? Разве они не чувствуют боли? Разве они — не живые, дышащие существа, достойные нашего сострадания? «Если всякая жизнь священна,— спрашивают некоторые,— почему же вы позволяете себе есть растения?» Люди, которые задают такие вопросы, нередко считают вегетарианство разновидностью лицемерия.

Такой ход мысли стал ясен для меня в 1984 году, когда в «Филадельфия Инквайерер Мэгэзин» появилась статья, где спрашивалось: «Разве не лицемерно избегать поедания животных и при этом продолжать поедать растения? Ведь в обоих случаях речь идет о живых существах!» Редактор журнала задал этот вопрос в качестве реакции на опубликованную в том же номере работу Уильяма Экенбаргера, где красноречиво излагались принципы защитников прав животных. Используя впечатляющую документацию, Экенбаргер объяснял, что дурное обращение с животными — следствие нашего невежества и нашей алчности, что это всего лишь тип «видовой дискриминации». Он показал, что дело движения за права животных в моральном отношении «выкроено» из той же ткани, что и другие крестовые походы против несправедливости, например, борьба против расизма или дискриминации по половому признаку. (Более подробное развитие этой идеи можно найти в прекрасной книге Кэрол Адаме «Мясо и сексуальная политика: феминистско-вегетарианская критическая теория».) Возможно, самый основательный довод против видовой дискриминации заключен в цитате из английского философа Джереми Бентама (1748—1832), который писал в знаме­нитом теперь труде «Принципы морали и законопорядка»: «Вопрос не в том, есть ли у них разум? Могут ли они думать? Но в том, могут ли они испытывать страдания? Ответ, разу­меется, будет однозначным: «Да, животные, несомненно, могут испытывать страдания. Они чувствуют боль так же, как и люди». Поэтому, утверждают защитники прав животных, наше этическое чувство должно распространяться и на них.

Это достаточно логично. Но Дэвид Р. Болдт, автор вышеуказанной статьи, ставит возражение, которое кажется не менее логичным: «Я оправдываю мясоедение тем, что, по последним научным данным, растения, как и животные, имеют чувства. Почему нужно выбирать между ними? Прежде чем оплакивать участь теленка, вообразите себе ужас, который испытывают колоски в поле, когда комбайн начинает уборочные работы».

Возражение Болдта, под которым охотно подписались бы многие, основано на ложной посылке. Он упоминает данные о том, что растения могут чувствовать; но, хотя еще работы Джагадиша Чандра Боша, жившего в XIX столетии, подтверждают, что это действительно так, однако рудиментарные ощущения, испытываемые растениями, резко отличаются от мучений скота на бойнях. Мы все это знаем. Наши желудки реагируют на зрелище жатвы куда менее остро, чем на кровавую работу мясника. Кроме того, как пишет Кейт Эйкерс в «Справочнике вегетарианца», «не так уж трудно провести этически значимую границу между растениями и животными. У растений нет биологической потребности в болевых ощущениях, они абсолютно лишены нервной системы. Природа создала боль не из прихоти, а только для того, чтобы помочь организму выжить. Животные двигаются, поэтому им необходимо чувство боли; неподвижным растениям оно не нужно».

Ясно, что для человека, не желающего питаться только фруктами по мере их созревания и падения, вегетарианство представляет практическую альтернативу. И даже если допустить, что растения чувствуют так же, как люди и животные (несмотря на свидетельства, говорящие о противоположном), из этого еще не следует, что вегетарианство лицемерно: если растения страдают, но нам надо есть их, чтобы жить, разумно было бы есть их в возможно меньших количествах. То есть, раз уж мы должны есть растения, на чем настаивают все диетологи и биологи, нам следует хотя бы уничтожать как можно меньше растений. Но при выращивании в пищу животным, на корм им уходит гораздо больше растений, чем мы могли бы съесть непосредственно. Итак, растительная диета приносит минимальный вред чувствующим существам, и тот, кто глубоко вдумается во все затронутые здесь проблемы, несомненно, увидит смысл в альтернативе, предоставляемой вегетарианством.

Стивен Роузен, «Вегетарианство в мировых религиях»

Философия вегетарианства



О вегетарианстве мир знеат уже давно. Его живо обсуждают, восхваляют или осуждают, но так или иначе - вегетарианство остается на слуху. Что это такое, где оно начинается и в чем заключается суть?

Вегетарианство - это не диета для похудания. Это культура питания, позволяющая очищать ум, сознавать душу.

"Куда-там! - скажете вы, - какое отношение кулинарные рецепты могут иметь к таким категориям как ум и душа?".

Действительно, трудно представить себе, как бутерброд, перехваченный на бегу, может иметь какое-то отношение к таким высоким понятиям. Но в основе кулинарной традиции, о которой пойдет речь, лежат представления о том, что пища, употребляемая человеком, оказывает влияние не только на его физическое состояние, но и на умственные способности, нравственные и духовные качества. ("Человек есть то, что он ест"). Эта кулинарная традиция является неотъемлемой частью ведической культуры - древнейшей культуры человека и неприходящие ценности этой культуры, как в зеркале, отразились в ведической кулинарии (так же, как ценности нашей культуры, хотим мы этого, или не хотим, запечатлены в таких "достижениях" современного кулинарного искусства, как "Завтрак туриста", цыпленок табака или макдональдовский гамбургер). Известно, что "путь к сердцу мужчины лежит через его желудок". Рецепты же ведической кулинарии, и, главное, философия питания, лежащая в их основе, помогут найти путь к сердцу любого человека и, прежде всего, к своему собственному. Главное достоинство пришедшей в Россию ведической кулинарии в том, что на примерах разных блюд она знакомит нас с практически неизвестными у нас кулинарными приемами, испокон веков применяющимися в ведической кухне, рассеивает укоренившееся в обществе представление о вегетарианстве, как об искусственно обедненной, удручающе однообразной диете. Люди ведической культуры практически не употребляли в пищу мяса. Употребление мяса распространилось в Индии лишь с приходом иноземных завоевателей: Моголов, пришедших из Персии в шестнадцатом веке, португальцев, правивших Гоа в течение четырех веков, и, наконец, британских колонизаторов. Однако, несмотря на то, что в течение многих веков Индия находилась под властью людей, питающихся мясом, огромное число индийцев по-прежнему являются строгими вегетарианцами.

Индия испокон веков была страной вегетарианцев, поскольку, согласно ведическим представлениям, жизнь любого существа свящанна и ничем не оправданное убийство невинных созданий является грубым нарушением законов Бога.

По ведическим представлениям, истинным вегетарианцем является тот, кто не есть ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Если человек отказывает ся от мяса, но употребляет в пищу яйца или рыбу, его нельзя считать вегетарианцем в полном смысле этого слова, поскольку он питается плотью, хотя она может быть скрыта, как в яйцах, под известковой скорлупой.

Слово "вегетарианец", введенное в обиход в 1842 году основателями "Британского вегетарианского общества", происходит от латинского veqetus, что означает "крепкий, здоровый, свежий, бодрый", как в словосочетании homo veqetus, которое указывает на духовно и физически развитую личность. Изначально слово "вегетарианский" означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не просто фруктово-овощную диету.

Большинство вегетарианцев - это люди, которые поняли, что сначала нужно избавиться от склонности к насилию в собственном сердце, и только потом помышлять о создании миролюбивого общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие тысячи людей, представителей всех слоев общества, в своих поисках истины становились вегетарианцами. Вегетарианство - это очень важный шаг на пути к совершенному обществу, и те, кто задумается над его преимуществами, окажутся в одном ряду с такими мыслителями, как Пифагор, Сократ, Платон, Климент Александрийский, Плутарх, царь Ашока, Леонардо да Винчи, Монтень, Акбар, Джон Мильтон, сэр Исаак Ньютон, Эммануэль Сведенборг, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт Эйнштейн.

Каковы же преимущства вегетарианства? В современном обществе, независимо от месторасположения эти преимущества можно рассмотреть с точки зрения здоровья, экономики, этики, религии и кармы.

Можно ли, став вегетарианцем, укрепить или поправить свое здоровье, предотвратить определенные заболевания? Сторонники его уже много лет говорят: "Да, можно", хотя до недавнего времени официальная наука скептически относилась к их утверждениям. Однако за последние годы ученые-медики обнаружили, что существует непосредственная связь между употреблением в пищу мяса и такими опасными болезнями, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, и это заставило их изменить свои взгляды на вегетарианство.

Еще в 6О-х годах ученые высказывали предположения, что развитие атеросклероза и болезней сердца так или иначе связано с употреблением мясной пищи. В "Журнале Америнской ассоциации врачей" за 1961 год сказано: "Переход на вегетарианскую диету в 90-97% случаев предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний". Проводимые с тех пор исслеования неопровержимо доказали, что после алкоголизма и курения употребление в пищу мяса является главной причиной смертности в Западной Европе, США, Австралии и других развитых странах мира.

Каковы причины того, что люди, употребляющие в пищу мясо, склонны к этим заболеваниям? Одна из причин, по мнению биологов и диетолгов, заключается в том, что пищеварительный тракт человека не приспособлен к перевариванию мяса. Плотоядные животные имеют сравнительно короткий кишечник (в 3 раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из организма быстро разлагающиееся и выделяющее токсины мясо. Человек, как и травоядные, имеет длинный кишечник, поэтому, когда он ест мясо, в его организме образуются токсины, которые затрудняют работу почек и способствуют развитию подагры, артритов, ревматизма и даже рака.

Кроме того, мясо обрабатывают специальными химикатами. Сразу же после того, как животное забивают, его туша начинает разлагаться, и через несколько дней она приобретает отвратительный серо-зеленый цвет. На мясокомбинатах такое изменение цвета предотвращают, обрабатывая мясо нитратами, нитритами и другими веществами, которые способствуют сохранению ярко-красного цвета мяса. Исследования показали, что многие из этих химических веществ обладают концерогенными свойствами. Проблема еще больше усугубляется тем, что в пищу скоту, который предназначен на убой, тоже добавляют огромное количество химических веществ. Гэри и Стивен Налл в своей книге "Яды в вашем организме" приводят такие факты. "Убойных животных откармливают, добавляя им в корм транквилизаторы, гормоны, антибиотики и 27ОО других препаратов". После таких фактов естественным будет вопрос: "Разве для человека не естественно питаться мясом? Разве наш организм не нуждается в белке животного происхождения?". Ответ на оба вопроса: нет. Хотя некоторые историки и антропологи утверждают, что человек испокон веков известен, как существо всеядное, наше анатоническое строение - зубы, челюсти и система пищеварения - более приспособлено к употреблению вегетарианской пищи. Знаменитый шведский ученый Карл Линней утверждал: "Сравнительный анализ внешнего и внутреннего строения тела человека и животных доказывает, что естественной пищей для людей являются фрукты и сочные овощи. Благодаря исследованиям, проведенным в ряде стран, достоверно, что ежедневная норма белка составляет не более 30-45 г. Чтобы ее получить, совсем не обязательно есть мясо. Полноценная вегетарианская диета, состоящая из злаков, бобовых, орехов, овощей и фруктов вполне обеспечивает человека необходимым количеством белка. Избыточное потребление белка снижает работоспособность. Доктор Ирвинг Фишер из Йельского университета экспериментально доказал, что вегетарианцы имеют вдвое большую выносливость.

С точки зрения экономики, мясо - это пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства.

В своей книге "Диета для маленькой планеты" Франк Мур Лаппе предлагает нам представить, что мы сидим перед тарелкой с большим бифштексом. А теперь представьте, что в этой же комнате сидит 40-50 человек, и перед каждым из них - пустая тарелка. Зерна, потраченного на один ваш бифштекс, вполне хватило бы, чтобы наполнить тарелки всех пятидесяти человек кашей.

Итак, выборочное обследование нью-йорских магазинов, проведенное в январе 1986 года, показало, что килограмм говяжьего филе стоит около восьми долларов, тогда килограмм вегетарианских продуктов, из которых можно приготовить питательный и очень вкусный завтрак или обед на целую семью, стоит в среднем меньше четырех долларов. Так, например, 2ОО грамм творога, в котором содержится 6О процентов дневной нормы белка стоит всего 6О центов.

По мнению многих, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения. Те, кто становится вегетарианцем из этических соображений, основываются на убеждении, что другие создания также имеют чувства и испытывают эмоции, сходные с эмоциями человека. Многие люди не колеблясь отказались бы от мясной пищи, если бы им довелось побывать на бойне или пришлось бы самим убивать животных, мясо которых они едят. Поэтому было бы очень полезно сделать посещение скотобоен обязательным для всех, кто питается мясом.

Йогическая диета



(из книги Свами Шивананды "Йога и Сила Мысли")

1. Рацион питания, который всецело способствует практике йоги и духовному прогрессу, называется йогической диетой.
2. Питание тесно связано с сознанием.
3. Сознание формируется из тончайшей сущности пищи.

ВЛИЯНИЕ ПИЩИ
4. Чистая пища очищает внутреннюю природу человека.
5. Очищение внутренней природы садхака раскрывает память Высшего "Я" и ведет к самореализации.
6. Пища играет важную роль в медитации.
7. Разная пища по-разному действует на разные отделы головного мозга.
8. В медитативных целях следует употреблять легкую, питательную и саттвическую пищу.
9. Рацион питания бывает трех видов: саттвическая диета, раджаси - ческая диета и тамасическая диета.

КАЧЕСТВА ПИЩИ
10. Молоко, ячмень, финики, фрукты, овощи, пшеница, сливочное масло, мед и миндаль - все это саттвические продукты питания. Они сохраняют ум чистым и спокойным.
11. Рыба, яйца, мясо, соус чили, асафетида - это раджасические продукты питания. Они возбуждают страсти.
12. Говядина, вино, чеснок, лук - это тамасические продукты питания. Они раздражают, омрачают ум и делают его инертным.
13. Ученик йоги должен отказаться от продуктов питания, мешающих практике йоги.

ВЫБОР ДИЕТЫ
14. Он должен отказаться от горчицы, кислых, острых продуктов, асафетиды, а также от истощения тела постами.
15. Для йогической практики весьма рекомендуется отварной рис, заправленный гхи (топленым маслом).
16. Употребление черу в высшей степени благоприятствует йогической практике.
17. Рис варится с гхи, белым сахаром и молоком. Это и есть черу.
18. Инстинкт, или внутренний голос, подскажет вам, какие продукты питания выбрать.
19. Вы для себя - лучший советчик, который поможет в создании саттвического йогического меню, оптимально соответствующего вашему темпераменту и конституции.
20. К диете предъявляются следующие требования: она должна поддерживать ваши физические силы, прекрасное здоровье и ментальную бодрость.
21. Благополучие человека зависит от правильного питания.

ЗНАНИЕ ДИЕТЕТИКИ
22. Всевозможные кишечные заболевания, повышенная восприимчивость к инфекционным болезням, вялость и слабая сопротивляемость организма болезням, рахит, цинга, анемия или недостаток гемоглобина в крови, авитаминоз - все это связано с неправильным питанием.
23. Каждому человеку необходимо знать основы науки диететики, если он хочет сохранить физическую и ментальную бодрость, хорошее здоровье, высокий уровень энергии и жизнеспособности.
24. Молоко само по себе - прекрасный продукт питания. Это хорошо сбалансированная пища. Это идеальная еда для йогина, практикующего пранаяму.
25. Практикующим пранаяму следует также употреблять сливочное масло и леденцы. Они охлаждают организм.
26. Молоко не следует кипятить. Надо довести молоко до кипения и немедленно снять с огня. Длительное кипячение разрушает витамины и вся польза молока как диетического продукта теряется.
27. Жуйте алычу желтого цвета. Это целебный продукт.

БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ
28. Не делайте резких изменений в рационе питания. Любые изменения должны вводиться медленно и постепенно.
29. Тщательно пережевывайте пищу. Одного этого достаточно, чтобы она хорошо переваривалась, поглощалась и усваивалась в организме.
30. Необходима хорошо сбалансированная, но не высококалорийная диета.
31. Откажитесь от высококалорийной диеты, поскольку она приводит к заболеваниям печени, почек и поджелудочной железы.
32. Вы - это та пища, которую вы едите.
33. Чревоугодники и эпикурейцы могут даже и не мечтать о достижении успехов в йоге.
34. Только тот, кто придерживается умеренной диеты и отрегулировал свое питание, может стать йоги ном; и никто другой.
35. Употребляйте столько пищи, чтобы она занимала не больше половины желудка, четверть желудка наполняйте водой, а оставшуюся часть оставьте для выделения газа. Такая диета называется умеренной.
36. Перед тем как приступить к еде, преподнесите еду Богу.
37. Не практикуйте йогу сразу после приема пищи, а также когда вы голодны.
38. Перед тем как приступить к практике, выпейте немного молока с маслом.

ХАРАКТЕР ПРОДУКТОВ
39. Продукты питания, которые увеличивают жизнеспособность,
энергию, бодрость, здоровье и радость и вместе с тем вкусны, легки, полезны, питательны и приятны, - это саттвические продукты питания.
40. Горькие, кислые, соленые, чрезмерно острые, пряные, высохшие и жгучие продукты питания, которые вызывают боль, печаль и приводят к заболеванию, - это раджасическая пища.
41. Застоявшиеся, безвкусные, с неприятным запахом, испорченные или смешанные продукты питания - это тамасическая пища.
42. Избегайте есть несвежие продукты, неприятно пахнущие, грязные, дважды разогретые, простоявшие ночь продукты, а также перезрелые и недозревшие фрукты.
43. Рацион питания считается хорошо сбалансированным, когда в нем в одинаковых пропорциях присутствуют различные составляющие: белки, углеводы, жиры, минеральные вещества и пр.

ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
44. Тот, кто живет, чтобы есть, - грешник, но тот, кто ест, чтобы жить, - воистину святой, или йогин.
45. Пища нужна для поддержания телесного тепла, для производства новых клеток и для поддержания жизнедеятельности организма.
46. Будьте естественны и скромны в еде.
47. Тому, кто медитирует, требуется очень мало пищи.
48. Употребляйте лимонный сок и мед по утрам. Это дает здоровье, энергию и очищает кровь.
49. Вечером употребляйте легкую пищу. Вполне достаточно выпить чашку молока и съесть фрукты. Тогда вы сумеете самостоятельно проснуться рано утром для выполнения медитации. Не ешьте вечером рис.
50. Простые, натуральные продукты питания и безалкогольные напитки, которые не оказывают возбуждающего действия, способствуют восстановлению тканей, производят энергию, сохраняют
безмятежность и чистоту ума и помогают человеку, практикующему йогу, достичь цели жизни.
51. Для йогина весьма желательно придерживаться фруктовой диеты. Она оказывает благотворное и смягчающее влияние на организм. Она чистит систему. Это позитивная диета.
52. Полезно употреблять шпинат, горькую тыкву, тыкву-горлянку.

МЯСО ЕДЕНИЕ ГУБИТЕЛЬНО
53. Для поддержания хорошего здоровья вовсе не обязательно употреблять мясо. Мясо крайне губительно для здоровья. Оно приводит к гельминтозу и заболеваниям почек. Убивать животных ради превращения их в пищу для человека - страшный грех.
54. Тому, кто ест мясо, крайне трудно удерживать психику под контролем.
55. Обратите внимание, как свиреп плотоядный тигр и как спокойны и безмятежны травоядные корова или слон.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
56. Принимайте пищу, когда работает питала, или сурья-нади (теплый, "солнечный" энергетический канал, открывающийся в правую ноздрю). Это способствует перевариванию пищи*.
57. Ночью спите на левом боку. Пища будет хорошо перевариваться.
58. После приема пищи сидите в течение десяти минут в ваджраса-не. Это будет способствовать хорошему перевариванию пищи.
59. Откажитесь от растительного масла, кисломолочных и жареных продуктов, обычной тыквы, чили, индийских фиников.
60. Не перегружайте желудок на ночь. При перегруженном желудке вы спите дольше обычного и пропускаете утреннюю медитацию.

*О свара-йоге, науке использования дыхания через разные ноздри, см. подробнее: Хариш Джохари. "Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации". К.: "София", 1998; Свами Шивананда. "Йога и здоровье". К.: "София", 1998.61. Откажитесь от чая и кофе.

62. Ешьте и пейте как хозяин своего желудка.
63. Не имейте пристрастия к какой-то определенной диете.
64. Не превращайтесь в ра ба желудка.
65. Не уделяйте много времени проблемам питания. Употребляйте простую натуральную пищу.