Музыка, танец, живопись

Когда речь заходит об индийской культуре, то трудно избежать воспоминаний о музыкальных индийских киномелодрамах, герои которых не столько говорят, сколько поют и танцуют. Между тем, пришедшие к нам из кино индийские песни и танцы, как и всякий продукт масскульта, далеки от своего аутентичного источника.

Этим изначальным источником является Натья-шастра – самый древний на планете трактат (один из 40 других аспектов Вед), посвященный искусству танца и театра. Классический индийский танец связан с поклонением божествам, которым и посвящали свое искусство храмовые танцовщицы. Собственно, традиционный индийский танец является ничем иным, как разговором человека с Богом.

Существуют четыре основных разновидностей индийского танца, каждой из которых присущи свои особенности стиля и техники исполнения: Бхарата Натьям, возникший на юге страны – в Тамилнаде; Катхакали, появившийся в Керале; Катхак, берущий начало в северных районах страны – Уттар-Прадеш; и Манипури, характерный для штата Манипур.

Чтобы освоить ведическое искусство хореографии и театра, помимо сложной техники жестов – мудр, выражений лица, движения тела – абхинайян, а также замысловатых па – гати, нужно изучить и науку и расе и бхаве – тех или иных настроениях, воссоздание и передача которых является главной задачей артиста.

Медитативные индийские мелодии, где семь изначальных нот (ша, ри, га, ма, па, дха, ни), которые называют божественными звуками, пробуждающими душу к новой жизни, берут своего начало в древней Сама-веде. Каждому из восьми времен суток и шести времен года (а в древней Индии была именно такая квалификация времени), соответствуют свои мелодии (раги), освобождающие ум от тревог и волнений. Умело направляя их тонкую энергию, ведический музыкант мог стать врачом, исцеляющим тело, ум и душу. В ведических текстах звук назван важнейшим средством достижения высшего, одухотворенного сознания.

Искусство правильного произношения санскритских звуков проявляется в повторении мантр, или священных слогов, что является важной составляющей медитативных практик. Часто мантры исполняются в музыкальном сопровождении и используются для того, чтобы пройти через все уровни сознания – чувственный, психический и интеллектуальный – с целью очищения и духовного просветления. Установлено, что звуки, обозначаемые различными буквами санскритского алфавита, воздействуют на психику, ум и слуховые нервы тех, кто их распевает и слушает. Семь энергетических центров (чакр) позвоночного столба, а также ида, пингала и сушумна нади, или три дыхательных канала в теле человека, реагируют на мантры, возвышая его до новых ступеней сознания. Так ведическое искусство, обладающее целительной силой, оказывается в тесной связи с медициной и, естественно, философией.

Запад в последнее время проявляет интерес не только к индийской философии, музыке и танцу, но и к живописи Бхарата-варши, как называли Индию в древности. Восторгаясь световыми эффектами, игрой цветов, причудливой композицией работ художников древней Индии, исследователи поражаются тому, что строгое следование традиции, основанной на богатейшем опыте мастеров прошлого, не мешает приходящим им на смену мастерам кисти и резца проявлять свою фантазию.

Пытаясь классифицировать все богатство изобразительного искусства Индии, многие образцы которого, увы, утеряны, искусствоведы кроме прочих выделяют следующие школы: стиль фресковой живописи, сохранившийся в пещерных храмах; знаменитые буддийские манускрипты на пальмовых листьях, которые относят к 10-13-му векам и джайнские миниатюры; фресковая храмовая живопись, традиция которой насчитывает много тысяч лет; могольская школа, ставшая великим возрождением, сочетавшая индо-персидское и европейское влияния; вобравшая в себя традиции горных районов Индии гималайская школа; славящаяся своей декоративностью так называемая раджапутская школа, в традиции которой было создание иллюстраций к музыкальным произведениям.

Можно по-разному объяснять приверженность жителей Индии различным искусствам, в частности, музыке и танцам. Как бы там ни было, но взрастившие культуру этой удивительной страны Ведические писания убеждают нас в том, что в духовном мире, каждое слово – песня, а каждый шаг – танец. За пределами материальной Вселенной, то есть на Вайкунтхе, (месте, где нет тревог), все танцуют и поют не в кино, а повседневной жизни.